«Реализация индивидуального сопровождения одарённых детей, осваивающих продвинутый уровень образовательных программ»
Индивидуальное сопровождение одарённых детей – одно из ключевых направлений проекта «Успех каждого ребёнка» национально проекта «Образование». В Дорожной карте ДДТ по достижению показателей данного проекта это направление конкретизировано как «Реализация индивидуального сопровождения одарённых детей, осваивающих продвинутый уровень образовательных программ».
В 2021-2022 учебном году 606 обучающихся освоили продвинутый уровень разноуровневых общеразвивающих образовательных программ. Более 180 детей педагоги ДДТ отнесли к категории «одарённые» и осуществляли их сопровождение в процессе освоения программ. Для координации педагогического сопровождения учащихся, проявляющих признаки одарённости и помощи педагогам в поиске и апробации актуальных форм и методов работы с одарёнными детьми в ДДТ создана специальная рабочая группа
В неё вошли педагоги четырёх структурных подразделений ДДТ: Горбачева О.В., руководитель образцовой драматической студии «Зеркало»; Петрова Л.М., педагог изостудии «Радуга», Соторова А.С. (школа лидерства и организаторского мастерства), Лобода Л.В., педагог объединения «Мода и стиль», Обласова М.В., педагог театрального коллектива «ЧердакЪ», Новоженникова В.И., руководитель детского фольклорного ансамбля «Веселинка» (Главный корпус); Канбекова М.Ф., педагог школы каратэ «Орион», Колупаева Наталья Александровна (объединение «Страна знаний») («Огонёк»); Левыченкова С.В., педагог объединения «Рукодельница» («Фрегат»); Карасева Н.Л., Качина Т.В., Реннер О.В. (Центр дошкольников «Лучики).
Для педагогов участие в реализации этого направления проекта «Успех каждого ребёнка» было необременительным, интересным, и продуктивным, поскольку осуществлялось с опорой на их успешный профессиональный опыт и было организовано на принципах со-участия и со-творчества. Что объединило педагогов, добровольно вступивших на этот путь? Во-первых, неравнодушие к своим воспитанникам. Во-вторых, искренняя заинтересованность в успехах детей. В-третьих, обоюдное желание участников процесса в профессиональном росте.
Основными принципами в работе с одарёнными детьми для педагогов стали:
• принцип создания безопасной и комфортной среды;
• принцип создания условий для самопознания, самореализации;
• принцип вариативности содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса.
Помощь одарённым обучающимся в самореализации проявлялась в создании для ребёнка ситуации успеха; мотивации к участию в творческих конкурсах, выставках, соревнованиях, конференциях и организации этого участия. Как наиболее востребованные и эффективные формы работы с одарёнными детьми педагоги выделили: индивидуальные занятия, консультации, тренинги, выполнение творческих и тестовых заданий, создание портфолио.
Педагоги-участники группы самостоятельно повышали свой профессиональный уровень, участвуя в мастер-классах (так, руководитель образцовой драматической студии «Зеркало» О.В. Горбачёва приняла участие в мастер-классе «Как меняется современный театр» театрального критика, доцента Школы-студии МХАТ- П.А. Руднева).
Важным было профессиональное общение в группе, хотя интенсивность образовательного и конкурсного процессов позволяла участникам группы взаимодействовать преимущественно онлайн. В смешанном формате было организовано участие педагогов в вебинаре «Как соблюсти баланс между развитием творческих способностей талантливого ребёнка и его личностным развитием». Различные точки зрения по актуальным вопросам сопровождения развития одарённых детей на вебинаре представили педагоги главного корпуса Соторова Алёна Сергеевна (Школа лидерства и организаторского мастерства), Петрова Людмила Михайловна (Изостудия «Радуга»), Новоженникова Вирсавия Ильинична (Детский фольклорный ансамбль «Веселинка»), Колупаева Наталья Александровна (СП «Огонёк»).
В течение учебного года педагогами организовано и проведено более 200 мероприятий, конкурсов, мастер-классов (включая общие мероприятия Дома детского творчества), участвуя в которых, 450 воспитанников, включая одарённых детей, завоевали 300 призовых мест.
Деятельность по реализации приоритетного направления в этом году завершена. Руководители объединений, в которых занимались одарённые дети, поделились информацией о результатах работы. С использованием материалов педагогов была создана методическая разработка «Информационный бюллетень» о сопровождении одарённых детей. Активное участие в создании разработки приняли Лобода Л.В., Горбачёва О.В., Козлова Ю.В., Обласова М.В., Петрова Л.М., Левыченкова С.В., Канбекова М.Ф. Созданы и индивидуальные разработки по сопровождению одарённых детей: Петрова Л.М. «Персональная выставка – одна из форм эффективной работы с одарёнными детьми»; Новоженникова В.И. «Развитие вокальных возможностей одарённых воспитанников фольклорного ансамбля через построение индивидуальных образовательных маршрутов».
Координатор направления «Реализация индивидуального сопровождения одарённых детей, осваивающих продвинутый уровень образовательных программ
Ольга Кимовна Васильева