
Направление «Участие в реализации проекта по вовлечению обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в различные формы сопровождения, наставничества и «шефства»
Третий год реализуется направление наставничество в ДДТ «У Белого озера». В группе по направлению «Наставничество» продолжают работать педагоги-наставники и руководители СП «Лучики», «Смена», «Огонёк», «Фрегат», Главный корпус, осуществляющие наставническую деятельность не только с обучающимися и коллегами, но и со студентами, родителями и выпускниками. В составе группы 39 участников.
Участники группы по направлению разворачивают разнообразную практику в своих объединениях, в СП: вовлекают воспитанников из других объединений, коллег, студентов и родителей в подготовку и проведение занятий, досуговых, воспитательных мероприятий.
Эстафету наставнических мероприятий запустили самые юные воспитанники ДДТ из Центра дошкольников «Лучики». Педагог Реннер Ольга Валерьевна предоставляет возможность ребятам из группы дневного пребывания «Цветик-Семицветик» попробовать себя в роли наставников: Кулинарный мастер-класс наставника Арсения Кулешова (4 года): замес и выпечка безглютенового хлеба. Наставническая практика Евы Сердюковой (4 года): посев семян и посадка луковиц садовых цветов.
Опыт реверсивного наставничества получили ребята в походе юные туристы из объединения «Хранители» обучали ребят из ШЛОМ премудростям походной жизни: учили готовить хворост и дрова, правильно разжигать костер, готовить лапшу с тушенкой на костре и заваривать чай в котелке. Педагог Остапова Екатерина Александровна рассказала воспитанникам о целебных свойствах природных источников и о краеведческой ценности Таловских чаш. Ну, а начинающие организаторы событий провели игры в дороге, организовали досуг на привале и провели эстафету. Совместное дело, общение и игры сблизили ребят из двух таких разных объединений.
![]() |
![]() |
Основное содержание работы на учебный год определяется участниками группы исходя из личных планов учитываются рекомендаций экспертов Первого Фестиваля практик наставничества, организованного во время весенних каникул совместно с МБОУ СОШ №49 «Школа Совместной деятельности». Первое, на что обращают внимание эксперты и участники Фестиваля, это «размывание» моделей, типов и форм наставничества, что делает сегодня затруднительным выделение и оформление содержания наставничества, критериев оценки эффективности наставнической деятельности и его результатов.
Второе, эксперты предлагают обратить внимание не только на деятельностный компонент реализации практик наставничества в образовательных организациях, но и на исследовательский компонент и обсуждение в профессиональных сообществах концептуальных оснований наставничества как тренда современного образования.
Важным условием для решения обозначенных задач являются площадки для коммуникации по формированию единого похода к позициям и понятиям наставничества, определению границ наставничества в образовательной организации; разработке критериев оценки эффективности практики и её результатов и др.
Первым шагом рабочей группы по направлению является создание общей циклограммы событий по программе наставнической деятельности в ДДТ 2022-2023 уч.г. Участники группы внесли в циклограмму значимые события/мероприятия для своего объединения, структурного подразделения, в которые могут быть вовлечены обучающиеся, педагоги, родители, с целью сопровождения, наставничества и шефства. При заполнении таблицы участники группы кратко представили формат и содержание мероприятия и ответили на ряд вопросов: Является ли событие открытым для участия детей из других объединений? (открытое/закрытое); В какой роли гости события могут принять участие? (наставляемые/ наставники и просто участники события) и др. В циклограмму вошли разнообразные мероприятия: Поход на Таловские чаши совместно с туристическим объединением, организация Дня Здоровья, организация занятий и воспитательных мероприятий студентами, разработка и реализация индивидуальных проектов воспитанников, организация спортивных мероприятий, проведение контрольной точки, подготовка и запись видеомастер-классов, творческих, литературных, поисковых и других заданий для детей-участников новогоднего квеста, круглые столы для пап и мам, фестиваль «Игры и игрушки нашей семьи».
В начале ноября были организованы очные встречи с участниками группы. В ходе совместной работы участники проявили интерес и обозначили степень включенности в открытые мероприятия представленные в циклограмме. Фестиваль «Игры и игрушки нашей семьи» в ходе обсуждения дополнился новыми идеями. Организаторы - педагоги Центра дошкольников «Лучики» разрабатывают положение с учётом рекомендаций и пожеланий коллег. Реннер О.В. педагог Центра дошкольников «Лучики» - организатор традиционного события для детей дошкольного, младшего школьного возраста приглашает к участию и подготовке, записи видеомастер-классов, творческих, литературных, поисковых и других заданий для детей-участников новогоднего квеста.
В конце учебного года в период весенних каникул планируется проведение Второго Фестиваля практик наставничества совместно с СОШ №49 (Школой совместной деятельности). Данный Фестиваль сохранит форматы презентации опыта в виде мастер-классов, стендовых докладов и дополнится новыми, позволяющими отразить содержание и специфику организации наставничества, представить эффекты и результаты.
Желаем всем продуктивной работы!
Качина Т.В., Соторова А.С. координаторы направления
«Участие в реализации проекта по вовлечению обучающихся организаций,
осуществляющих образовательную деятельность
по дополнительным общеобразовательным программам,
в различные формы сопровождения, наставничества и «шефства».