gototop
gototop

Участие в реализации проекта по вовлечению обучающихся
в различные формы сопровождения, наставничества и «шефства» (февраль -март 2021)

Состоялась очная встреча педагогов ДДТ, работающих по направлению "Наставничество". Перед встречей педагоги заполнили анкеты, в которых раскрыли содержание деятельности по направлению, соответствующие моделям наставничества «ученик-ученик», «учитель-ученик», «студент-ученик» и «работодатель-ученик» в рамках реализации своей образовательной программы. Педагоги представили собственное понимание практики наставничества и дали краткое описание мероприятий.

Бельц Виктор Эрнестович, программы «Каратэ. Самопознание», «Каратэ. Спортивное совершенствование»:
Модель наставничества «Ученик-Ученик» реализуется в ежедневном тренировочном процессе, при выполнении технических заданий. Спортсмен с более высокой квалификацией встает в пару с менее квалифицированным спортсменом, подправляет и подсказывает правильность выполнения технических элементов. На соревнованиях опытные спортсмены проводят разминку для младших товарищей, секундируют во время боя. После соревнований, в ходе анализа боев, высказывают свое видение положительных и отрицательных моментов боя.

Модель наставничества «Учитель-Ученик»:
•    Проведение отдельных тренировочных занятий. Заранее оговаривается план занятия или его отдельной части. Ученик проводит занятие с обязательным присутствием тренера для помощи и корректировки заданий. После занятия проводится рефлексия.
•    Судейство тренировочных спаррингов и соревнований. Раз в три месяца проводится судейский семинар, где изучаются правила соревнований. На тренировках спортсмены участвуют в судействе боев. Спортсмены сдают экзамен на квалификацию «Юный судья» после чего могут принимать участие в судействе спортивных мероприятий.
•    Организация спортивных и массовых мероприятий. При проведении какого-либо мероприятий создается оргкомитет, в который кроме педагогов входят старшие ученики и родители. Оргкомитет разрабатывает положение, подготавливает место проведения соревнований, организует судейство и работу волонтеров. После проведения мероприятия подводятся итоги, анализируется каждый этап с обязательной оценкой качества проведенного мероприятия.

Данченкова Галина Анатольевна, программа «Творческая мастерская «Ассорти». Модель наставничества «Учитель-Ученик». Педагог выступает консультантом, наставником в выполнении индивидуального творческого задания на занятиях, курирует деятельность и помогает готовиться к участию в конкурсах. Передаёт свой опыт, делится знаниями, формирует компетенции. Ведется работа по индивидуальным образовательным маршрутам с 6 ребятами из группы «Творческие мастерские «Ассорти». 4 творческих работы стали победителями 1 степени на всероссийских конкурсах.

Соторова Алена Сергеевна, программа «Школа лидерства и организаторского мастерства», представила разнообразный и интересный опыт работы. Наряду с реализацией моделей «Ученик-Ученик», «Учитель-Ученик» осуществляется работа в рамках модели «Студент-Ученик». Выпускники пробуют себя в роли наставников и проверяют, насколько эта роль им близка и интересна, определяются со своими профессиональными стремлениями и желанием работать с детьми дальше. Для выпускников объединения это очень полезный опыт  - посмотреть на образовательный процесс с другой стороны. Ребята с энтузиазмом подходят к своей роли на занятиях, учащиеся объединения с уважением и вниманием слушают выпускников и принимают их помощь, обращаются за советом, участвуют в играх, упражнениях, мастер-классах, которые проводят выпускники, что положительно сказывается на разнообразии материала, эффективности его освоения и заинтересованности детей в занятиях.

Темнякова Елена Владимировна, Центр дошкольников «Лучики»,  представила модель «Педагог – педагог наставник» через опыт работы в паре с педагогом-наставником Качиной Татьяной Викторовной. Педагог-наставник передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство, знакомит с педагогическими технологиями, своевременно дает советы, рекомендации, разъяснения, проводит мастер-классы, консультирует по отбору и использованию методического материала.

Реннер Ольга Валерьевна, программа для детей 4-7 лет «Цветик-Семицветик», программа для детей 2 лет и их родителей «Бабушкины сказки». Представила разнообразный и интересный опыт по всем формам наставничества. Особое внимание хочется уделить форме «Активный учитель –родитель».
На занятиях в детско-родительских группах (по программе «Бабушкины сказки») педагоги вовлекают родителей в активное взаимодействие с ребенком, комментируя практическую значимость тех или иных упражнений и степень влияния на ситуацию со стороны родителя (достаточно в данный момент наблюдения или необходима помощь в сотворчестве). Для семей, имеющих возможность заниматься с ребенком только дистанционно или по каким-то причинам вынужденным пропустить очное занятие, разрабатывается курс дистанционного обучения. Каждое занятие данного курса содержит чек-лист организационной подготовки родителя к домашнему занятию, методический комментарий педагога, подробный сценарий с текстами обращения к ребенку и инструкциями к выполнению игровых заданий, подборку дидактического медиа-материала. Педагоги всегда на связи, родители имеют возможность обратиться за помощью в случае необходимости.
Родителей детей группы дневного пребывания «Цветик-Семицветик» педагоги максимально погружают в образовательный процесс: от этапа планирования тематических блоков и их содержания до решения конкретных задач на занятиях и за пределами образовательной организации, совмещая при этом позиции наставника, практического психолога, консультанта, тьютора, куратора.  С родителями активных детей ведется работа по сопровождению индивидуальных проектов детей и участию в конкурсах разного уровня. С родителями детей, имеющих проблемы в развитии, ведется просветительская и консультативная работа по запросу или по собственной инициативе.
Краткое описание практики в анкетах отражает разнообразный и уникальный опыт педагогов по направлению «Наставничество». Следующим этапом работы по направлению является представление опыта педагогическому сообществу. На встрече Реннер О.В. была представлена идея проведения в конце учебного года (в мае) Фестиваля практик наставничества в образовании для педагогов ДДТ. Данное мероприятие будет являться площадкой для презентации опыта по данному направлению, местом «встречи» с носителями уникальной практики для формирования связей, разработки совместных программ наставничества в рамках образовательной организации и за её пределами. Формы представления опыта могут быть разнообразными (ролик, методическое описание практики, методический комментарий, летопись и др.) Данные материалы могут являться частью УМК к образовательной программе и представлены в общем сборнике.

Качина Т.В.,
методист, координатор направления
«Участие в реализации проекта по вовлечению обучающихся
в различные формы сопровождения, наставничества и шефства»