gototop
gototop

Участие педагогического коллектива ДДТ в реализации проекта по вовлечению обучающихся в различные формы сопровождения, наставничества и «шефства»

Итоги учебного года

В группе по реализации направления в течение учебного года работали 14 педагогов из 5 структурных подразделений ДДТ: «Лира» - Кожаева Т.П. (объединение «Баян, аккордеон»); «Смена» - Данченкова Г.А. («Ассорти»); «Фрегат» - Бизюк О.О. («Бально-спортивные танцы»), Остапова Е.А. («Хранители»); Главный корпус - Бельц В.Э. (Школа каратэ «Орион»); Соторова А.С. («Школа лидерства и организаторского мастерства»), Милллер Е.Д. (компьютерный класс «Graff-next»), Козлова Ю.В. («Берестинка»); ЦД - «Лучики» Аршинова Л.В. («Бабушкины сказки»), Реннер О.В. («Цветик-Семицветик», «Бабушкины сказки»), Асначева И.В., Фролова Н.В. («Весёлый паровозик»), Гарифулина Л.Р. («Колокольчик»), Югансон С.О. («Подсолнушек»).

Для совместной работы была создана страница на сайте ЦД «Лучики». Главным ориентиром в работе по направлению являлась Целевая модель наставничества, утверждённая Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145. В результате работы с источниками по данному направлению педагоги получили представление о наставничестве и шефстве в современной образовательной практике. Наряду с изучением литературы педагоги проводили анализ собственной педагогической практики по вовлечению обучающихся в различные формы сопровождения, наставничества и «шефства». Педагоги представляли свой опыт в группе и на образовательных площадках города Томска.

В декабре группа педагогов ДДТ «У Белого озера» приняла участие в Региональной конференции «Путь к истокам». Педагоги успешно представили личный опыт становления своей профессиональной деятельности: Козлова Ю.В. «Педагог – как ученик». Рубан И.С. «Выращиваем» из учеников коллег-педагогов: педагогическое сообщество как наставник». Югансон С.О. «Совместная разработка и реализация образовательной программы молодого педагога и педагога-наставника». Качина Т.В. работала экспертом на одной из секций конференции.

В течение года педагоги делились опытом организации мероприятий с вовлечением обучающихся, родителей в различные формы наставничества. О точных цифрах охвата обучающихся формами сопровождения и наставничества говорить сложно, однако в различных практиках наставничества в ДДТ участвует более 100 учащихся.

В группе педагогов наиболее активными участниками являлись А.С. Соторова и О.В. Реннер.

4В дни новогодних каникул с 1 по 13 января 2021 года Ольгой Валерьевной Реннер, воспитанниками и выпускниками Центра дошкольников «Лучики» был инициирован и проведён Новогодний марафон для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Задания марафона давали дети — воспитанники и выпускники группы «Цветик-Семицветик» и других детских объединений Центра дошкольников «Лучики», а также ребята из образовательных организаций Томска и других городов России, которые проявили интерес к данному проекту. Всего в марафоне-2021 приняли участие 50 зарегистрированных детей от 2 до 10 лет из Томска, Северска, Асино, Тюмени, Санкт-Петербурга, Стрежевого, Таштагола (Горная Шория), деревни Городок Первомайского района. Были среди участников марафона незарегистрированные пользователи из Екатеринбурга, Новосибирска, Ленинск-Кузнецкого, Москвы, Южной Кореи и др. Всего в рамках марафона наставниками-дошкольниками подготовлено, а «наставляемыми» успешно выполнено 55 заданий.

1Соторова Алена Сергеевна (объединение «Школа лидерства и организаторского мастерства») представила разнообразный и интересный опыт работы. Наряду с реализацией моделей наставничества «ученик-ученик», «учитель-ученик» в объединении осуществляется работа в рамках модели «студент-ученик». Выпускники объединения и студенты пробуют себя в роли наставников, являются со-организаторами мероприятий. Запоминающимся моментом в жизни объединения стало привлечение директора одного из общественных коммерческих заведений Томска - кафе-музея «Солянка» Вадима Алексеевича Грыня, который рассказал историю своего предпринимательского пути, поделился секретами открытия успешных бизнес-проектов. 2Учащиеся «Школы лидерства» потренировались в создании уникальных бизнес-идей и попробовали создать свои индивидуальные задумки бизнес-проектов. Всего в роли наставников в течение учебного года попробовали себя 2 выпускника-наставника, 3 учащихся-наставников и 4 студента-наставника и наставляемых (учащиеся первого и второго года обучения) – 10-12 чел.

В Школе карате «Орион» (педагог Виктор Эрнестович Бельц) наставничество реализуется в ежедневном тренировочном процессе, проведении старшими воспитанниками отдельных тренировочных занятий и судействе тренировочных спаррингов и соревнований, организации спортивных и массовых мероприятий. Особое место занимает организация обучения наставников: совместная разработка плана занятия, проведение судейских семинаров. Спортсмены сдают экзамен на квалификацию «Юный судья» после чего могут принимать участие в судействе спортивных мероприятий. 15 воспитанников Школы имеют категорию «Юный судья».

У молодого педагога Оксаны Олеговны Бизюк («Бально-спортивные танцы») складывается аналогичный опыт работы. Но важным акцентом наставничества в объединении является воспитательная составляющая: подготовка наставниками сюрпризов, подарков, пожеланий, которые являются своеобразным средством передачи ценностного отношения к коллективу.

Галина Анатольевна Данченкова представила опыт индивидуального сопровождения педагогом и взаимообучения ребят через образовательное путешествие «В мир творческих идей», организацию мастер-классов, где педагог выступает консультантом, наставником в выполнении индивидуального творческого задания на занятиях, курирует деятельность и помогает готовиться к участию в конкурсах. В течение года в объединении «Творческие мастерские «Ассорти» велась работа по индивидуальным образовательным маршрутам с 6 ребятами. Все творческие работы стали победителями 1 степени на всероссийских конкурсах.

Екатерина Дмитриевна Миллер представила трех-тактную систему занятий, определив важную роль наставника-педагога для обучающихся и родителей через тему «Кибербезопасность - родительский контроль». Педагог представила подробные планы-конспекты занятий: онлайн-занятия для родителей, офлайн-занятия для детей и общего офлайн-занятия для детей и родителей. Екатерина Дмитриевна планирует продолжить, расширить и углубить формат сетевого наставничества по модели «педагог – дети + родители».

Надежда Владимировна Фролова и Ирина Владимировна Асначева представили материал по эффективному использованию приемов вовлечения дошкольников в образовательную деятельность через формирование наставнических пар «педагог-ребёнок». В учебном году было сформировано около 10 пар.

Елена Владимировна Темнякова представила опыт работы в паре с педагогом-наставником Т.В. Качиной по направлениям: знакомство с педагогическими технологиями, консультации по отбору и использованию методического материала, разработка и анализ занятия.

Итоговым обобщением опыта работы педагогов ДДТ по направлению «Вовлечение обучающихся в различные формы сопровождения, наставничества и «шефства» является сборник материалов, который объединил разработки педагогов, отражающие специфику работы с различными целевыми группами в разных моделях и формах наставничества.

Наиболее опытный и активный участник рабочей группы О.В. Реннер по представлению НМС ДДТ принимает участие в региональном конкурсе «Лучшие практики наставничества». Значительную часть конкурсных материалов Ольги Валерьевны занимают авторские разработки: педагогические кейсы по организации наставничества, технологические карты педагогического сопровождения индивидуальных проектов детей дошкольного возраста. Участие педагога ДДТ в данном конкурсе - это возможность получить представление о современных подходах, о способах оформления практики по вовлечению обучающихся в различные формы сопровождения, наставничества и «шефства». Пожелаем Ольге Валерьевне победы!

Качина Т.В.,
методист, координатор направления
«Участие в реализации проекта по вовлечению обучающихся
в различные формы сопровождения, наставничества и шефства»