gototop
gototop

Реализация индивидуального сопровождения одарённых детей, осваивающих продвинутый уровень образовательных программ

Итоги учебного года

В Доме детского творчества «У Белого озера» с начала учебного года начала работу творческая группа педагогов по одному из ключевых направлений Дорожной карты ДДТ по реализации муниципальных проектов «Реализация индивидуального сопровождения одарённых детей». В ДДТ это, как правило, учащиеся, осваивающие продвинутый уровень дополнительных разноуровневых общеразвивающих программ различных направленностей.
Одной из первостепенных задач работы по направлению была задача собрать статистические данные об образовательных программах, предполагающих работу с одарёнными, педагогах, готовых к сопровождению одарённых учащихся и о реальном наличии одарённых детей в составе детских объединений.

В творческую группу вошли педагоги пяти структурных подразделений ДДТ: Горбачева О.В., руководитель образцовой драматической студии «Зеркало»; Максимова Р.З и Подрезова Д.А.,  руководители Школы-студии «Sерпантин»; Петрова Л.М., педагог изостудии «Радуга», Лобода Л.В., педагог объединения «Мода и стиль», Обласова М.В., педагог театрального коллектива «ЧердакЪ», Новоженникова В.И., руководитель детского фольклорного ансамбля «Веселинка», Мейко Т.Е., руководитель литературной студии «ЮГ»( Главный корпус); Дегтерёва Н.И, руководитель вокальной студии «Жар-птица» («Смена»); Крючкова С.В., педагог объединения «Живографика» («Огонёк»);  Левыченкова С.В., педагог объединения «Рукодельница» ( «Фрегат»); Калиткина И.В., Карасева Н.Л., Маслова А.А., Темнякова Е.В., Качина Т.В., Реннер О.В. (Центр дошкольников «Лучики), реализующих образовательные программы с участием одарённых детей.

Формат работы с педагогами предполагал очную и «удалённую» работу. Определённая сложность при работе в группе заключалась в «географии» расположения педагогов, территориальной удалённости подразделений.
Формы работы и содержание деятельности были определены исходя из ключевых позиций реализации целевой модели дополнительного образования с учётом показателей Дорожной карты ДДТ «У Белого озера» и с опорой на ключевые задачи программы деятельности научно-методической службы МАОУ ДО ДДТ «У Белого озера» 2020-2021 уч.г. г.

В целях профессионального продвижения инициативной группы была создана «Программа реализации индивидуального сопровождения одарённых детей, осваивающих продвинутый уровень образовательных программ». Для более полного контакта и оперативного обмена сообщениями с педагогами разных СП была создана группа «Одарённые» в мессенджере WhatsApp.
Для полноценной работы группы создана информационная подборка о литературе по одарённым детям.

Творческая группа не ставила перед собой цель исследования феномена одарённости, её работа была направлена на выявление уникальных способностей и задатков одарённости у ребёнка, поиск и обмен опытом сопровождения одарённых детей, построения работы с этой категорией детей.
Целенаправленная общая работа с педагогами по данному направлению в организации велась впервые. Поэтому важно было определить общие подходы участников группы к работе с одарёнными детьми и этапы этой работы, при этом сохранив особенность работы каждого педагога, специфику его программы.

Как основные принципы в работе с одарёнными детьми педагоги определили: принцип создания комфортных условий; принцип создания условий для самопознания, самореализации; принцип вариативности содержания, форм, методов в учебно-воспитательном процессе.
Работа с педагогами по организации образовательной деятельности с одарёнными детьми осуществлялась «от ожидаемых результатов».

В начале учебного года при планировании деятельности педагогам необходимо было учитывать результаты входной диагностики для дальнейшей планомерной работы. Результаты входной диагностики скорректировали работу педагогов по реализации планов. В частности, изменилось количество детей, отнесённых педагогами к категории «одарённые». Следовательно, это предоставило возможность педагогам по-новому посмотреть на своих воспитанников и предложить им новые направления и предоставить новые возможности.

Используя доступные информационные источники по работе с одарёнными детьми, педагоги имели возможность сообщать предоставлять необходимую информацию детям, сопровождать детей при реализации проектов на различных порталах. Участники группы совместно разработали таблицу «Форма работы с одарёнными детьми», в которой обозначили конкретную деятельность с группой одарённых детей своего объединения. Как наиболее востребованные и эффективные формы (как очные, так и оn-line) педагоги отмечают: индивидуальные занятия, тренинги, выполнение тестовых заданий, участие в конкурсах, фестивалях, создание портфолио.

В процессе реализации направления педагоги, находящиеся в активной позиции, регулярно присылали материалы о проделанной работе. Эти материалы послужили наполнением сайта sitegifted-child. Сайт создан в целях общей информативности педагогов–участников группы, обмена опытом в реализации работы с одарёнными детьми, что позволяло быть в курсе изменений: «здесь и сейчас». На нём размещена большая часть информации по направлению деятельности группы по сопровождению одарённых детей.

Сайт содержит несколько страниц:
•   Планирование;
•   Формы и методы работы;
•   Информационное поле;
•   Домашнее задание;
•   Обзор информационных источников.

Педагогам предоставлена возможность самостоятельно размещать информацию о проделанной работе, так как у каждого из участников группы есть доступ к сайту. Таким образом, все участники информированы о деятельности группы, опыте коллег, что помогает определиться с формами и методами работы, пополнить их из общей «копилки».
Участники группы представили уникальный опыт о способах работы по выявлению, развитию и сопровождению одарённых детей в ходе освоения ими своих образовательных программ. Особое место отводилось педагогами подготовке и сопровождению участия детей в конкурсах различного уровня.
В 2020-2021 г. педагоги сопровождали более 60 детей из категории «одарённые», обучающихся по 16 образовательным программам. Дети приняли участие в 52 конкурсных мероприятиях, получив 177 призовых мест.
Педагоги отмечают, что индивидуальное сопровождение одарённых детей даёт заметный положительный эффект. Дети проявляют повышенный интерес к деятельности объединения, активно и результативно участвуют в конкурсах. Очевидна  и позитивная динамика развития личностных качеств детей: они стали увереннее, смелее предъявляли результаты своих достижений на публике, стали более открыты к новому. Педагоги поделились наблюдениями, что «дети испытывают радость от добывания знаний, умственного труда, от участия в разных конкурсах и фестивалях».

01 02
04 07


Васильева О.К.,
методист, координатор направления
«Реализация индивидуального сопровождения одарённых детей, осваивающих продвинутый уровень образовательных программ»